a_g0r (a_g0r) wrote,
a_g0r
a_g0r

о безнаказанной поэзии

Вспомнилась одна лекция Александра Куприяновича. Сразу предупреждаю, содержание лекции здесь перемешано с моей интерпретацией, и я уже не могу отделить одно от другого (эта лекция была прочитана два года назад). Как часто в своих лекциях, он говорил о поэзии. О трансгрессии и кощунстве в поэзии правдиво писала ещё Марина Цветаева в «Искусстве при свете совести» - для меня это удивительный текст о поэзии, один из лучших, не из-за этой темы, а из-за многих. Александр Куприянович в своей лекции отделил т.н. эпоху вещего слова от ситуации безнаказанной поэзии. В эпоху вещего слова каждое слово означало изменение в сущем. Но затем слово утратило своё вещее действие и стало безнаказанным. В эпоху вещего слова ни одно слово в поэзии (в мантре, священном тексте и т.д.) не могло быть изменено. Но вот появилась безнаказанная поэзия – импровизация, преступление, verses, версии, вариации. Поэзия, которая изначально вариативна. Это та поэзия которую мы подразумеваем теперь под этим словом, которую мы знаем и любим. В эпоху вещего слова и вещего языка она была немыслима. Там не было необходимой для неё спонтанности. В эпоху вещего слова преступивший, осмелившийся по своей воле переставить слова, тут же упал бы наземь бездыханным: эпоха вещего слова была подстрахована физиологически, гормонально, и за незаконную трансгрессию следовало непосредственное возмездие. С точки зрения вещего языка вся эта наша поэзия – это грандиозная фальсификация мира. Но – (!) – любая истинная поэзия жаждет наказания за неправильное употребление слов, жаждет невозможности того, что сделало возможным саму эту поэзию, хочет вернуться к единственному истинному порядку слов, логике мантры. Это внутреннее противоречие поэзии, и оно тем сильнее, чем сильнее поэт, чем более истинная его поэзия. Чем сильнее поэт, тем острее он чувствует эту жажду возвращения единственного истинного порядка слов, хотя именно отступление от него делает поэзию возможной.

Та поэзия, которую мы знаем и любим, - результат отступления от единственного истинного порядка, не допускающего версий и вариаций. Теперь за этой трансгрессией не следует столь непосредственная реакция нашей органики, как прежде, но кое-какие последствия остаются. Поэзия – это дерзновение человека. И тут я думаю о Ренессансе. Та поэзия, которую мы сейчас знаем и любим, во многом связана с Ренессансным проектом (в котором участвует и Россия), с человеком как открытым проектом – самоопределяющимся в истории, способным творить истину, когда с помощью поэзии в том числе человек творит себя, определяет себя в истории, творит своё будущее.

Вообще для меня это всё, и что касается Ренессансного проекта, очень болезненные и актуальные темы по многим причинам, но на этом надо поставить на сегодня точку и надеяться, что сие добровольное признание повлечёт смягчение наказания.

Subscribe

  • (no subject)

    А лександр Марков написал на мою новую книгу очень интересную рецензию, где заметил много всего, о чём никто прежде мне не говорил. Я очень рада!…

  • (no subject)

    Вот что будет 3-го июня! Всех приглашаю.…

  • (no subject)

    Пётр Разумов написал небольшой текст о моих стихах http://polutona.ru/?show=0506220610

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments

  • (no subject)

    А лександр Марков написал на мою новую книгу очень интересную рецензию, где заметил много всего, о чём никто прежде мне не говорил. Я очень рада!…

  • (no subject)

    Вот что будет 3-го июня! Всех приглашаю.…

  • (no subject)

    Пётр Разумов написал небольшой текст о моих стихах http://polutona.ru/?show=0506220610